Прежде чем красивая ваза, люстра или набор бокалов попадают на прилавки магазинов, они проходят долгий процесс производства: сначала выплавка хрусталя в стеклодувной печи, затем изготовление формы и ее декоративное украшение. За то время, что хрусталь используют для изготовления тех или иных изделий, в его производстве практически ничего не поменялось.
Благодаря неповторимым оптическим свойствам, хрусталь был и остается самым любимым материалом художников вот уже четверть тысячелетия. Но работать с хрусталем не так просто, как кажется на первый взгляд. Только по прошествии многих лет к стеклодуву приходит тот бесценный опыт, который позволяет ему создавать поистине уникальные изделия, имеющие полное право называться произведениями искусства. Но достичь такого мастерства суждено не всем. Прежде всего, нужно иметь художественный талант и уметь чувствовать материал.
Главная сложность заключается в том, что хрусталь быстро застывает – и тогда изменить его форму уже невозможно. Это значительно усложняет изготовление сложных изделий, над которыми работает целая бригада стеклодувов: в таких условиях главное – работать четко и слаженно, чтобы каждый выполнял свою задачу и ни в коем случае нельзя терять ни одной секунды.
Как и две сотни лет тому назад нанесение рисунка на хрусталь осуществляется вручную. В большинстве случаев нанести рисунок даже средней сложности не под силу новичкам. Для того чтобы сделать это качественно, нужен не только опыт, но так же точный глазомер. Особенную сложность представляют те работы, которые мастеру приходится делать «вслепую» – то есть когда он не видит поверхности, на которой рисует, и вынужден делать это наощупь. Как при этом в точности передать рисунок и не исказить ни одной линии – у каждого мастера есть свои секреты.
Расскажем, как украшаются изделия из хрусталя и как на них наносят объемный рисунок. Сначала разрабатывается эскиз. Задача дизайнера – задать определенную форму, четкость линий. Эскиз несколько изменяется и корректируется во время литья, формования и сборки готового изделия. И только на готовое изделие наносят рисунок.
Хрусталь и металл в сочетании дают совершенно поразительный результат. Но здесь важно соблюдать пропорции и сделать все, чтобы все части гармонично дополняли друг друга. Рассмотрим это на примере хрустального кувшина. Это сложное изделие, которое состоит из хрустальной и металлической частей. Сначала изготавливается сама хрустальная колба. Затем, строго соблюдая размеры, изготавливается металлическая часть.
Металлическая деталь всегда начинается с восковой формы. Такие модели изготавливаются из ювелирного воска при помощи вакуума на специально оборудованных воск-инжекторных установках. Сложные модели требуют нескольких восковых моделей, которые впоследствии собираются в одну. При сборке восковой модели необходимо учитывать угол наклона каждой детали, место крепления.
Для получения максимально точного отпечатка восковой модели на металле используется специальная формовочная установка. Приготовление формовочной смеси (состоит из воды и сухой фракции), заливка и виброобработка происходят в условиях безвоздушного пространства. После этого опоки помещают в муфельную печь и обрабатывают в течение нескольких часов. Для каждого изделия разрабатывается свой индивидуальный график нагрева и охлаждения, а также величина температур.
После отлива частей изделия из металла они обрабатываются струей воды и пара под давлением, а затем следует механическая обработка (проводится исключительно вручную). Затем проводится так называемое гальваническое серебрение – чернение металлами платиновой группы. Этот метод обработки металлов использовался еще в Древней Византии, а потому проверен временем и позволяет получить красивые и оригинальные изделия.
В интернет магазине Русский Хрусталь представлена вся продукция нашей компании. Возможны любые комплектации на выбор покупателя.