автор: | сообщение: | | | #1
Игорь Балкин 28/12/2008 01:00 | Технология изготовления стекла и хрусталя с веками практически не изменилась. Самый древний продукт - литое стекло производят, как и прежде, с помощью двух форм, внешней и внутренней. Промежуток между ними заполняют стекломассой, а затем обжигают изделие в печи.
Известно множество техник внутренней и внешней отделки предметов из стекла. Остановимся на самых интересных и эффектных.
Виды отделки стеклянной посуды:
Льдистое стекло (кракелированное, или кракле) производят с помощью погружения заготовки в холодную воду, после чего на поверхности образуется сеть беспорядочных трещин (кракелюр). После этого стекло заново нагревают и выдувают.
Многослойное стекло. Этот вид требует очень опытного мастера. Дутая заготовка или окунается поочередно в несколько разноцветных стеклянных масс, или покрывается цветными слоями с внутренней стороны. Затем слои прошлифовываются, протравливаются или делаются ажурными, похожими на камею.
Мозаичное стекло: форму для литья заполняют небольшими кусочками разноцветного стекла. Потом форму ставят в печь, и кусочки сплавляются.
Самый распространенный вид наружной отделки стеклянной посуды - роспись. Ее можно производить холодным способом (непрозрачные краски наносятся на поверхность без последующего обжига) и эмалью с обжигом (эмаль из цветного стекла при этом образует на поверхности изделия прозрачный слой, контрастирующий с основным фоном).
Глазурь выполняется при помощи только двух металлов - серебра (оно дает желтую глазурь) и меди (получается черная или красная глазурь).
Техника иризации придает стеклу перламутровое сияние. Цвет колеблется от белого прозрачного до красно-золотого. В этой технике сделаны знаменитые художественные стекла TIFFANY.
Золото - одно из наиболее популярных средств декорирования посуды. Тонкая фольга может вплавляться между слоями стекла (межстекольное золочение, популярное в Богемии) или же покрывать его снаружи. Возможна также роспись поверхности окисью золота (эта дешевле, чем фольга, поэтому пользуется особой популярностью).
Травление или сатинирование (по этой технологии обрабатывает хрусталь LALIQUE) начали использовать в 1771 году с открытием плавиковой кислоты. Сама эта кислота делает стекло блестящим, а ее газы - матовым. Травить можно всю поверхность полностью (при этом она остается гладкой и шелковистой) или выборочно (только рисунок).
Поверхность целиком или только рисунок могут обрабатываться струей острозернистого песка - техника матирования. Получается такой же эффект, как при травлении кислотой, но плоскость становится шершавой, крупнозернистой. | | | | #2
Игорь Балкин 28/12/2008 01:02 | Кстати хрусталь поддается гравировке и огранке!
Гравировка наносится на поверхность с помощью алмаза. Узоры получаются как будто процарапанными и неглубокими.
Бриллиантовая огранка: на плоскости выделяются ромбики-пирамидки. Обычная огранка выполняется с использованием острых алмазных резцов и специальных шлифовальных кругов. Это дает узор, глубоко утопленный в поверхность.
После этого проводится шлифовка - для создания круглых и оливковообразных углублений в поверхности. Техника наплавления стеклянных нитей, капелек или кружочков из прозрачного и цветного стекла делает ровную плоскость фактурной.
Удачи :) | | | | #3
Илья 28/12/2008 01:32 | Скажите, пожалуйста, какой стиль заложен в форме хрустального графина "Возрождение"? | | | | #4
Виталий 04/01/2009 17:43 | Для Игоря Балкина
Насчет листового стекла в древности - ты не угадал. Тогда листовое стекло выработать было весьма проблематично. Самые опытные стеклодувы из очень разогретого стекла выдували очень крупную "колбасу" , пока стекломасса не остыла , ее быстро разрезали и растягивали лист. Операция проходила очень быстро. Слаженность бригады должна быть идеальной. Кстати. сама эта "стеклянная колбаса " называлась халявой, а опытные стеклодувы, работающие над производством листового стекла - халявщиками. Стоила работа халявщиков в несколько раз дороже чем работа над обычными выдувными формами (бутылки, плошки и т. д.) Оконное стекло могли себе позволить в средние века только очень состоятельные люди. Простые смертные "стеклили" то что называлось окном бычьими пузырями, или заканопачивали на зиму наглухо | | | | #5
Виталий 06/01/2009 13:44 | ИЛЬЕ Скажите, пожалуйста, какой стиль заложен в форме хрустального графина "Возрождение"?
если честно - не знаю сам. В то время, когда проектировался графин Возрождение ЭТО БЫЛО САМОЕ ПЕРВОЕ ИЗДЕЛИЕ мы просто хотели сделать что то такое, "Как раньше до революции в России делали" а о стилях, направлениях и не задумывались, да и знаний, опыта никакого не было. Сейчас мы видим где надо бы изменить, подправить, и сделать это можно без проблем, но не хотим. это изделие для нас что то вроде талисмана . трогать нельзя. | | | | #6
Ирина 08/01/2009 09:17 | хочу узнать, какие есть ВУЗы обучающие профессии художника по хрусталю, стеклу, витражам и т. д. ? | | | | #7
В.П. Ирине 09/01/2009 00:56 | раньше была такая специальность. готовили в Строгановском училище в Москве и Мухинском в Питере. Сейчас не знаю. попробуйте обратиться туда. Во всяком случае может подскажут. | | | | #8
Илья Ирине 18/01/2009 23:20 | Я работаю художником по подобному профилю (фьюзинговые витражные композиции, стекло в интерьере ) СОВЕТ : Если Вы не в Москве или Питере, можно поступить так : Получить художественное образование по линии декоративно прикладного искусства в Вашем регионе, затем попытаться устроиться художником - стажером на интересующее Вас предприятие. Как правило при заводах имеются учебно - производственные подразделения прямо на производстве. Типа "школы мастеров или мастерства или что то в этом роде. имея базовую основу доучиться и немного переквалифицироваться - не большая проблема. Главное - чувство материала и хорший вкус. Остальное придет. | | | | #9
Макс ирине 01/02/2009 11:41 | Ирина, не стоит я думаю торопиться с обучением. Смотрел по ТВ, в Европе массово закрываются предприятия по производству хрусталя. Известные бренды. Востребованность в таких специалистах и у нас может быть мизерной. Позвоните по стекольным заводам, может там что нибудь скажут конкретнее. | | | | #10
ВВВ 08/02/2009 14:17 | Использует кто - нибудь из хрустальщиков 3D моделирование? нужно им проекты? Художники со знанием 3D нужны ? Если да, напишите, я свяжусь. | | |